10 лучших итальянских фильмов всех времен

Италия в глазах итальянских режиссеров всегда разная. Вспоминаем десяток фильмов, которые это подтверждают.

Photo 01.jpg

«Смерть в Венеции»

1971

Густав фон Ашенбах, завернув, как и подобает истому аристократу, ноги в плед, плывет в Венецию под аккомпанемент Пятой симфонии Малера. На острове Лидо он собирается забыться и найти прописанный врачом покой для своего больного сердца. Но как бы не так. Поставив фильм по одноименной новелле Томаса Манна, Висконти незначительно поменял детали – например, сделал из писателя Ашенбаха композитора, – но главное оставил прежним: в Венеции его ждет не только влюбленность в польского мальчика Тадзио, но и смерть.

Photo 02.jpg

«Рим»

1972

Школьники из итальянской провинции под предводительством учителя, предварительно сняв ботинки, пересекают Рубикон, а потом отправляются смотреть слайды о главных национальных ценностях: «Капитолийская волчица», церковь Санта-Мария-Маджоре, гробница Цецилии Метеллы и полуголая девица вместо собора Святого Петра. Так начинается «Рим» Федерико Феллини – состоящее из нескольких новелл метафоричное, шумное и порой сбивчивое посвящение любимому городу, в котором находится место и проституткам, и бомбам, и, разумеется, спагетти.

Photo 03.jpg

«Золото Неаполя»

1954

Камера Витторио Де Сика смотрит на Неаполь и рассказывает шесть черно-белых историй о его жителях, вряд ли знакомых друг с другом. Трагикомические зарисовки быстро дают понять, что «Золото Неаполя» – это, конечно, люди. Скромные и великолепные, грустные и радостные, как говорит о них сам Де Сика, они просто занимаются своими делами: кто-то выходит замуж, кто-то хоронит ребенка, другие же продают пиццу в кредит. К слову, как раз в сюжете про пиццу (он так и называется – «Пицца в кредит») на экране с полноценной ролью впервые появляется София Лорен, и сразу со всем присущим ей великолепием.

Photo 04.jpg

«Мама Рома»

1962

Рабочие окраины, хулиганы и даже местная тюрьма – Рим умеет быть не только красивым, но циничным и злым. Пьер Паоло Пазолини рассказывает историю бывшей проститутки по имени Мама Рома (Анна Маньяни), отчаянно пытающейся начать новую жизнь как раз на обочине Вечного города. Ее попытки разбиваются о нравы сына Этторе – тому шестнадцать, и он не то чтобы собирается выбиться в люди. Этторе таскает из дома вещи, хамит и бездельно шатается по Риму, так что в кадре постоянно мелькает отстроенный после войны город.

Photo 05.jpg

«Леопард»

1963

Лукино Висконти берется за экранизацию романа Джузеппе Томази ди Лампедуза и меняет век нынешний на век минувший. Прежний уклад рушится, Италия объединяется, время аристократии прошло – на дворе 60-е годы XIX века. Князь дон Фабрицио Салина все понимает, но поделать ничего не может. Если пользоваться его же собственными сравнениями, он – леопард, и иметь отношение к шакалам (так одним словом он определяет место буржуазии) не собирается совершенно. Чего его не скажешь о его бойком племяннике (Ален Делон), который в меняющемся мире уж точно не пропадет. И пока тот пляшет на пышном балу, дон Фабрицио все пытается найти себе место, уходя от ярко освещенных комнат, а вместе с ними и от этого пира жизни все дальше и дальше.

Photo 06.jpg

«Чочара»

1960

Еще одна история Витторио Де Сика с Софией Лорен в роли почти неграмотной, но умудренной жизнью Чезиры. Свой малый бизнес – попросту говоря, лавку – она вынуждена променять на деревенские пейзажи, которые, впрочем, не слишком живописны – война все ближе, разрывы бомб все громче. Про художественную ценность «Чочары» все было понятно сразу, что полученный Лорен «Оскар» только подтвердил. Первый, между прочим, присужденный актрисе фильма на иностранном языке.

Photo 07.jpg

«Безумно влюбленный»

1981

Барнаба Чиккини водит автобус по Риму, а ведет себя так, будто, как минимум заправляет всем городом. Не сбивает с него спеси и то, что Кристина, которую он случайно встретил, – принцесса более-менее настоящего государства. Подпадать под чары Барнабы так быстро, как делают это все римские женщины, она не намерена, но и он сдаваться тоже не собирается.

Photo 08.jpg

«Комната сына»

2001

Нанни Моретти – сам себе и режиссер, и сценарист, и актер – снимает сюжет о провинциальном психоаналитике, чья жизнь разительно разнится с судьбами его пациентов до одной неслучившейся воскресной пробежки с сыном. Одна трагическая смерть и сотни неизвестных до нее переживаний как итог.

Photo 09.jpg

«Новый кинотеатр «Парадизо»

1988

Кинотеатр как центр вселенной одного итальянского городка, а киномеханик как вершитель судеб. В таком мире и вырос Тото, голодное детство которого, определенно, было счастливым. Джузеппе Торнаторе запускает череду из образов и событий и показывает, насколько сильно влияют на Сальваторе в настоящем десятки фильмов из прошлого.

Photo 10.jpg

«Великая красота»

2013

Из Рима прошлого в Рим наших дней, где скучает Джеп Гамбарделла – писатель, только что отметивший 65-летие и принявшийся в связи с этим за пересмотр собственных взглядов на жизнь. Со «Сладкой жизнью» Феллини эту ленту Паоло Соррентино не сравнил разве что ленивый, но и мы, признаемся, туда же – параллелей действительно хватает. Взять хотя бы вечеринки, на которых гуляют как в последний раз – исключительно в итальянской традиции.